На нашем сайте представлены около 1000 заданий для подготовки к ЦЭ по биологии. Общий план экзаменационной работы представлен ниже.
читать полностью: спецификация.
Работа состоит из 40 заданий: заданий I уровня сложности — 2 (5%), задания II уровня сложности — 12 (32%), III уровня сложности — 16 (42%), IV уровня сложности — 7 (18%), V уровня сложности — 7 (3%).
Задания с выбором верного ответа (Часть A) — 16, заданий с кратким ответом (Часть B) — 22.
Часть А включает задания закрытого типа, выполнение которых предполагает выбор правильного ответа из пяти предложенных. Часть В включает задания открытого типа, при выполнении которых необходимо сформулировать ответ и оформить его в виде слова, словосочетания, целого числа, последовательности цифр или сочетания букв и цифр.
Работа рассчитана на 120 минут.
Ведущие идеи, закономерности, теории и законы, изучаемые в курсе учебного предмета «Биология»: многоуровневая организация живой природы, биологическое разнообразие, взаимосвязь биологических систем между собой и с компонентами неживой природы, эволюция, целостность живых систем, взаимосвязь строения и функций, клеточная теория, эволюционная теория, законы наследственности.
Структурная и функциональная организация одноклеточных и многоклеточных организмов, биоценозов, биогеоценозов, экосистем, биосферы, популяция как структурная единица вида и эволюции.
Важнейшие биологические процессы и явления: преобразование веществ и энергии (биосинтез белка, фотосинтез, дыхание), деление клеток, размножение, питание, дыхание, передвижение, рост и развитие, наследственность и изменчивость организмов, закономерности действия экологических факторов, круговорот веществ и превращение энергии, механизмы видообразования, основные пути и направления эволюции.
Многообразие живых организмов, их классификация и характеристика основных групп организмов, роль разных групп организмов в природе и жизни человека.
Особенности строения и жизнедеятельности организма человека, предупреждение заболеваний, гигиена органов и систем органов, здоровый образ жизни.
Влияние человека на биосферу, экологические проблемы, сохранение биологического разнообразия, селекция живых организмов, ее основные методы, биотехнология, ее основные направления, охрана природы.
Решение биологических задач.
| Первый профильный | Второй профильный | Все предметы | |
|
Белорусский язык Русский язык | 25–100 баллов | 10–100 баллов | 7–100 баллов* |
|
Математика Физика Химия Биология | 20–100 баллов | 10–100 баллов | |
|
Обществоведение География | 25–100 баллов | 15–100 баллов |
* В Университет гражданской защиты МЧС РБ, Военную академию РБ, Институт пограничной службы РБ, на военные факультеты и специальности «Производство, хранение и переработка продукции растениеводства», «Животноводство. Рыбоводство. Пчеловодство», «Сельское строительство и обустройство территорий», «Мелиорация и водное хозяйство», «Агроинженерия»
| A1−A16 |
1 балл — верно 0 баллов — неверно | В9–В11, В15, В16, В22 |
2 балла — верно 0 баллов — неверно |
| В1–В8, В12–В14, В17–В21 |
2 балла — верно 1 балл — частично верно 0 баллов — неверно |
Частично верным ответ будет засчитан в случаях, если в задании с несколькими верными ответами 1, 3, 5 выбрано, либо на один ответ больше, либо на один меньше: например 1, 2, 3, 5, и 1, 3, соответственно. А если выбрано 1, 3, 4, то ответ будет считаться неправильным, так как тут две ошибки (неправильно выбран ответ 4 и не выбран правильный — 5). Когда в части В нужно сопоставить понятия и определения (А1Б2В4Г3), частично правильным считается задание с одной неправильной цифрой.